<Джайнизм и сикхизм К локально ограниченным религиям Индии следует отнести также джайнизм и сикхизм. Обычно считают, что джайнизм возник в VI в. до н. э., однако есть основания полагать, что корни этой религии гораздо древнее. Название религии происходит от имени полулегендарного пророка - Джины, почитаемого в качестве основателя религии. Джайнизм возник в обстановке острого недовольства широких слоев индийского общества кастовой системой, связанной с господствовавшим в то время брахманизмом. По джайнизму, спастись может каждый человек, вне зависимости от его сословной или кастовой принадлежности. Объектом почитания джай-нов являются их 24 пророка. В настоящее время среди джайнов много зажиточных людей - торговцев, ростовщиков и т. д. Сикхизм намного моложе джайнизма. Он сложился в конце XV - начале XVI в. н. э. и представлял собой на первых порах как бы протестантское течение в индуизме. Сикхизм монотеистичен, он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения. Сикхи решительно выступили против кастового строя и провозгласили равенство людей. Со временем сикхизм стал постепенно утрачивать свой антифеодальный и демократический характер. Основное острие борьбы сикхов все более направлялось против иноверцев. Синтоизм Синтоизм Локально ограниченная религия Японии - синтоизм по своему происхождению весьма сильно отличается от даосизма и конфуцианства. Синтоизм возник не в результате трансформации философской системы, а в процессе развития примитивных родо-племен-ных верований (культ предков, культ природы и т. д.). В своей современной форме синтоизм - типичная религия классового общества. Сонм синтоистских божеств весьма велик, но верховным среди них считается солнечная богиня Аматэрасу. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора был в 1945 г. упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов. ИУДАИЗМ, наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм). Число последователей оценивается в ок. 18 млн. (ок. 1/3 из них в США). ИУДАИЗМ — религия, распространенная в осн. среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, И. с 7 в. до н. э. становится монотеистической религией. Характерные особенности И.: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все области быта верующих. Источники вероучения И.— Ветхий завет (признаваемый и христианством) и Талмуд (сложная схоластическая система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь—синагога. И.— государственная религия Израиля. Религиозная философия совр. И. проникнута мессианистической мистикой (М. Бубер, С. Городецкий и др.). Нек-рые положения И. (идея “богоизбранности” еврейского народа и др.) используются в сионизме — реакционном националистическом движении еврейской буржуазии. КАРАМИЗМ Самоназвание — вайшнавы. Кришнаиты (или вайшнавы) поклоняются Кришне — «причине всех причин». Основной текст — Бхагавад-гита («Песнь Бога»). Цель человека согласно кришнаизму — стать бхактой, то есть превратить свою жизнь в преданное служение Богу, жить невозмутимо, без желаний, не заботясь о результатах, каждое свое действия совершая во имя Бога. Такой человек достигает состояния самадхи или фактически пребывает в сознании Кришны. Важную роль в этой реализации играют духовные учителя — ачарии. Антипод бхакты — демон — человек-эгоист, забывший Бога. Основные понятия — это оппозиция трансцендентальное/материальное, что соответствует классической оппозиции духовное/телесное. Кришнаиты верят в переселение душ (атма), но скептически относятся к тем, кто называет себя воплощением какого-либо бога. После смерти бхакты попадают на планеты духовного мира (Кришналока или Голока Вриндавана) или райские планеты (Чанралока, Брахмалока, Индралока, Махарлока, Таполока, Джанолока и другие), а ведущие разрушительный образ жизни — на адские планеты. Не поощряя половую распущенность, вайшнавы считают её причиной варна-санкара — нежелательного потомства, сеющего в мире хаос. Секс, согласно учения кришнаизма, предназначен для зачатия в семьях благочестивых людей. Кришнаиты могут быть семейными (грихастхи) и монахами (брахмачари) на высшей ступени духовного развития принимающими обет отречения (санньяси). В отличие от классического индуизма, кришнаиты отвергают систему каст (даже падшая женщина или чандала может достичь сознания Кришны) и признают систему варнашрамы — естественное деление общества на 4 сословия в соответствии с их качествами. Проповедуют отказ от интоксикаций, трезвость и вегетарианство.
|